Три весенних недели на Боракае

Боракай, Филиппины, весна 2015

Route on the Map

Введение

Этот рассказ посвящен подготовке и осуществлению нашей с женой поездки на остров Боракай в марте-апреле 2015 года. Писать этот отчет я взялся вскоре после возвращения из поездки и попытался подойти к задаче очень обстоятельно, нацелившись на создание подробного рассказа. Успел написать часть, потом дело затормозилось, а уж ближе к осени пришло понимание того, что в первоначально запланированном объеме я задачу выполнить не смогу – слишком много отвлекающих факторов, да и очередная поездка уже замаячила на горизонте. В итоге, я решил упростить подход и переделать отчет с упором на фото, снабдив его минимумом комментариев.

Прежде, чем перейти к делу, дам небольшую вводную. Все фото, появляющиеся по мере повествования сделаны камерой Nikon D5200 с объективом 18 – 105. При постобработке я использовал лайтрум, задачей которого было довести фото до максимального сходства с тем, что видел глаз, и при этом не исказить цвета и света. Сразу могу признаться, что до профи в области фотографии мне далеко, так что прошу не судить строго.

Небольшой пассаж о логистике маршрута, который возможно пригодится кому-нибудь еще при планировании схожего путешествия. Первоначальная задача, которую я ставил перед собой, затевая все в самом начале, была максимальна по заданным показателям. Требовалось сократить количество перелетов до оптимального минимума, сами перелеты должны были быть приемлемы по комфорту и в то же время достаточно бюджетны. Изначально я думал, что мы сделаем этакий трип по островам (в качестве кандидатур, помимо Боракая, рассматривались Себу, Бохол и некоторые другие). Потом я на это дело плюнул: во-первых, хотелось сэкономить. Во-вторых, и я, и моя жена не слишком-то любим интенсивные передвижения. Почитав как следует различные отзывы о Боракае, мы поняли, что развлечений и экскурсий, организуемых по острову и его окрестностям нам вполне должно хватить. Придя к этому выводу, первоначальной задачей в области логистики стало максимально быстрое перемещение на Боракай из родной Алматы.

Первым перелетом, максимально экономным и приближающим к конечной цели, как я уже упомянул выше, стал Куала-Лумпур. Цены на билеты «Эйр Астаны» до столицы Малайзии, приобретенные заранее и по максимально дешевому тарифу были достаточно демократичны. Дополнительный бонус выбранного маршрута заключался в том, что виза Малайзии нам на срок до месяца была не нужна в принципе, а это не только экономия, но и дополнительные приятные возможности. В частности, нам хотелось заодно посетить наиболее яркие достопримечательности Куала-Лумпура: башни Петронас, океанариум, проехаться на хоп-он-хоп басе, может быть слегка прошвырнуться по магазинам. В общем, с Малайзией все стало ясно, я заложил на нее ночевку по прилету и две на возвращении. В принципе, лишнее время по прилету можно было бы и не закладывать, но стыковка без задержки не складывалась.

Следующей задачей стало найти перелет куда-нибудь поближе к Боракаю. Выход был найден в виде старой доброй «Эйр Эйжи», у которой нашелся прямой рейс Куала-Лумпур – Калибо по традиционно невысокой для этого азиатского лоукостера цене. Все ценовые расклады в сжатой форме я дам чуть ниже. Пока же отмечу, что попутно решился еще и вопрос о страховке: приобретая у «Эйр Эйжи» билеты, можно еще заодно купить у них и страховку на все время пребывания между рейсами этой авиакомпании туда и обратно. Цена вопроса оказалась очень доступна, причем страховка эта покрывает куда больше, нежели только медицинские случаи. Туда входит также возмещение при утере багажа, отмене рейса и кое-что еще. Подробности можно выяснить через сайт «Эйр Эйжи» (там же можно забронировать билеты): http://www.airasia.com. Непосредственно с условиями страховки по актуальной на момент написания отчета ссылке можно здесь: http://www.tuneinsure.com/travel_protection/policy_wording.php. Это с сайта той страховой конторы, с которой в настоящее время сотрудничает «Эйр Эйжа». Впоследствии были дополнительно оплачены провоз багажа, питание (в базовую стоимость это все не входит) и небольшой сувенир из бортового дьюти-фри для жены на обратном пути из Калибо. По мнению бывалых, дьютик этот, в общем-то, никакущий, но я решил воспользоваться случаем просто для того, чтобы сделать небольшой памятный подарок. И впоследствии выяснилось, что я не промахнулся.

Итак, вопрос с перелетами был решен. Далее предстояло решить еще одну важную проблему: проживание на Боракае. Спустя какое-то время, я нашел очень интересный вариант с апартаментами, предлагаемыми одной местной супружеской парой – он американец, она филиппинка. Что подкупало: апартаменты располагались на четвертом этаже геста, были очень просторными (80 кв. м.) и снабжены всеми необходимыми удобствами, включая кухню и холодильник. А на огромной плоской крыше (200 кв. м.) непосредственно над апартаментами можно было по заверениям хозяев отдыхать, принимать солнечные ванны и жарить барбекью – все необходимое там также имелось в наличии. Дополню эту информацию тем, что апартаменты по своей постройке свеженькие – им еще и года нет, и отзывы имели от ранее там останавливавшихся гостей исключительно высокие. Цена была, вкуснее не придумать 45 баксов за ночь. По боракайским меркам совсем недорого.

Остается отметить пару деталей: апартаменты располагались в районе третьей станции (именно этого – отдыха в относительной тишине нам и хотелось, до тусовок и прочих оживленных мест всегда можно дойти пешком или доехать) в двух шагах от воды. Пляж из лучших – уайт бич. Что касается идеи покупать и готовить самим продукты с местных рынков, то она была предложена женой. Могу сказать, что этот расчет оказался очень удачным: ели мы когда, что и сколько хотелось, а экономичность подобного подхода и вовсе превзошла все ожидания. По моим расчетам, сделанным впоследствии, в среднем, один день проживания на Боракае в смысле пропитания обходился нам в результате примерно в пятнадцать баксов на двоих.

Бюджет

• Авиабилеты ALA-KUL-ALA 233068 KZT/1270 USD;
  • Авиабилеты KUL-KLO-KUL 203 GBP/307 USD/ 56500 KZT;
  • Air Asia travel protection (страховки для двоих): 50 USD/9190 KZT;
  • Дополнительные сервисы Air Asia (питание + багаж KULKLO 25 кг, KLOKUL 30 кг + сувенир + выбор самых удобных мест): 174 USD/32305 KZT;
  • Отель Corus в Куала-Лумпуре, номер Executive с завтраками на 12-13 марта и 03-05апреля: 1200 MYR/330 USD/61270 KZT;
  • Southwest tours Boracay Inc. Круговой трансфер для двоих от двери к двери с уплатой туристических сборов: 2047 PHP/46 USD/8400 KZT;
  • Апартаменты на период с 14 марта по 3 апреля: 900USD/165400 KZT;
  • Прочая наличность, проеденная/пропитая и т.п., на месте: 1450 USD/367600 KZT;
  • Итого, общий бюджет: 4527 USD/837500 KZT (или, для простоты и ровного счета, можно считать, что просто 4500 USD/832500 KZT).

Что ж, на этом вводная закончена, можно, наконец, переходить непосредственно к отчету.

Прибытие в Куала-Лумпур

Перелет рейсом “Эйр Астаны” по маршруту Алматы – Куала-Лумпур не представлял собой ничего особенного. Перелет был долгим и нудным (8 часов) на не слишком просторном Б-757, но нам повезло в одном: самолет был полупустым. Предполагаю, что отчасти это было связано с тем, что отпуск наш пришелся не очень-то на сезон, да и общая экономическая ситуация в лишних комментариях не нуждается. В общем, большинством пассажиров были казахстанские студенты, проходящие обучение в Малайзии. Для нас эта ситуация обернулась очень приятной халявой: мы с женой заняли по ряду сидений на человека и устроили себе этакий лежачий бизнес-класс. Я, время от времени, прикладывался к фунфырику “Джека Дэниэлса”, приобретенного в алматинском дьюти-фри перед вылетом и был полностью доволен жизнью. Поужинали тем, что было послано от щедрот авиакомпании и даже комфортно поспали. Прибыли в восемь с копейками утра.

Первый этап нашего путешествия завершился в горячо рекомендованном мне отеле “Корус”. Этот отель хорош тем, что исключительно удобно расположен в самом центре и если ставить себе задачей посмотреть Куалу-Лумпур, при этом не слишком сильно раскошеливаясь, то вариант это из самых лучших.

Отель Corus

Прямо из окна балкона открывался вид на башни Петронас, неспешным шагом до них от отеля идти минут пять.

Петронасы

Это фото сделано вечером, а днем мы немного отдохнули и отправились на осуществление краткой культурной программы. Список интересных объектов я запланировал заранее, но было понятно, что имея в распоряжении только один день перед дальнейшим отбытием на Филиппины, реализовать удастся только малую часть – остальное откладывалось на возвращение. Таким образом, мы посетили “Петронасы”, не поднимаясь наверх, а ограничившись только первыми этажами, в которых расположен торговый центр и весьма недурственный (а самое главное – чрезвычайно дешевый) фудкорт. Там мы поели и, спустившись, пошли по подземному тоннелю в океанариум с нехитрым названием “Aquaria”.

Посещение на двоих обошлось в сотню рингит (30 баксов с мелочью), но посмотреть есть на что. Не сказать, что это вообще ах как какое зрелище по своим масштабам, но экскурсия довольно приятная. Особенно для первого раза. Несколько фото оттуда.

Stonefish
Не помню кто, но красиво
Медузы
Довольно большой аквариум в самом начале
Не знаю кто, но симпатично
Здоровенная морская черепаха
Вот хоть ты тресни, не понимаю, что делает в океанариуме капибара

В общем, даже столь ограниченная программа заняла нас надолго – вышли мы из океанариума уже в потемках. Купили перекусить в индийской забегаловке еды на вынос с целью съесть все в отеле, дальше, по пути, заглянули в “7/11”, где купили несколько бутылок “Гиннесса” и пошли отдыхать. К слову сказать, “Гиннесс” там продается совершенно умопомрачительного качества, но довольно недешево. Если мне память не изменяет, 16 рингит за большую бутылку (грубо говоря, 5 баксов). Выяснили в холле отеля, что такси они могут предложить до аэропорта KLIA-2 по цене в 90 рингит, плюнули на это небольшое завышение цены (16 рингит в карман таксисту) и отправились отдыхать.

Перелет в Калибо

Встали спозаранку. Вылет рейса “Эйр Эйжи” на Калибо по расписанию был намечен на 10 с копейками, до этого надо было успеть спокойно позавтракать, выписаться из отеля и добраться до аэропорта. Международный терминал KLIA и терминал KLIA-2, с которого ныне летают лоукостеры вроде “Эйр Эйжи” разделяют всего несколько километров. Так что протяженность обратного пути от отеля составляет полтинник с мелочью. Добрались без всяких приключений, вошли в терминал и отправились искать свой гейт. Новый терминал KLIA-2, надо сказать, оставил самые приятные впечатления – новое с иголочки здание, весьма впечатляющих размеров, и при этом там все очень логично. Заблудиться, мне кажется, там нереально. Выяснилось, что добрались мы с таким запасом времени, что пришлось там на месте ждать посадки больше часа. Но это мелочи. Пока ждали, я оставил небольшую запись в хронике путешествия на своей страничке в фэйсбуке – в терминале предоставляется бесплатный беспроводный доступ в интернет. С некоторыми ограничениями (3 часа в сутки и с блокировкой потокового видео), но и это уже приятно.

Перелет до Калибо занял 4 часа, А-320 был почти под завязку. Я порадовался, что оплатил премиум места – там больше места для ног, что довольно немаловажно при не самом коротком перелете. На рейсе летает, надо полагать, постоянный борт, поскольку крышки багажных полок в самолете были сплошь обклеены постерами, извещающими на английском пассажиров о том, что они имеют счастье направляться в маленький рай на земле под названием Боракай. Через пару часов нетерпеливое предвкушение сменилось вполне логичной усталостью и мы попытались поспать, периодически изгибаясь под самыми различными углами. Жене было проще, она у меня порядком миниатюрна, а вот мне пришлось не столь сладко. Однако, долго ли коротко ли, но все имеет свойство кончаться. Мы прибыли на место и покинули самолет под оптимистичное пожелание по бортовой связи: “Ladies and gentlemen, welcome to your Boracay!”.

Аэропорт Калибо представляет собой этакое мелкое захолустье и мы довольно долго толпились в очереди, пока не прошли иммиграционный контроль. Выйдя из здания аэропорта, мы попали в цепкие объятия встречающих нас ребят из “Southwest tours Boracay”. Нас усадили в микроавтобус, оборудованный кондиционером, и мы двинулись в порт Катиклана. Протяженность переезда, насколько я помню, что-то в духе 67 км и для уставшего человека заметна – дорога узкая, постоянно петляет, да к тому же довольно долго идет в гору. Соответственно, разогнаться до приличной скорости нет никакой возможности. Одно порадовало, в процессе езды была сделана одна остановка у магазинчика, где было минут 15 на то, чтобы размять ноги и купить пивка. Здесь я и попробовал впервые продукт пивоварни “Сан Мигель”. Не сказать, чтобы восторг, но если сравнивать с тем пивом, которое довелось пить в прошлом году во Вьетнаме, качество куда лучше. Забегая вперед, скажу, что различных сортов “Сан Мигеля” я за последующие три недели выпил просто немеряно…

Наконец, мы добрались до порта. Небольшое здание снабжено многочисленными рогатками и прочими средствами контроля не хуже иного аэропорта. И толпы народа там были совершенно дикие. Что удобно – для клиентов обслуживавшей нас конторы организовано нечто вроде фаст-трэка, так что прошли мы к причалу довольно оперативно. Также оперативно мы погрузились в большой катер и двинули к нашей земле обетованной.

Посадка на катер

Дело шло к вечеру, мы были уже изрядно замучены (встали-то в шесть утра) и что нас здорово порадовало, так это краткость пути по водной глади. Специально не замерял, но где-то порядка десяти минут. По прибытии, мы погрузились в очередной микроавтобус и отправились к своему окончательному месту пребывания. Что опять-таки порадовало, третья станция совсем недалеко от причалов, в пути мы провели вновь не больше десяти минут. В сопровождении носильщика, мы двинулись от нашего микроавтобуса в направлении хоумстэя. В последних лучах садившегося солнца мы узрели пляж с океаном, но сейчас нам было не до того. Все, чего хотелось, это ополоснуться в душе и баиньки. После небольшой заминки с обслугой (нас пытались заселить не туда) мы въехали в свой номер, я приложился пару раз к “Джеку” и все – мы рухнули в кровать.

На следующий день начался отдых, пляж, купание, загар, в общем – нехитрые радости “овощного” отдыха. Знаю, что многие любители активного перемещения с изрядным скепсисом (если не сказать, с презрением) относятся к любителям оттягиваться на пляже, но мне все равно. После полугода активной выматывающей работы, валяться на пляже и потягивать в промежутках между купаниями пивко (а еще я там открыл для себя южноафриканский сидр), это просто праздник какой-то. В связи с тем, что с этого момента рассказ вряд ли сможет претендовать на какую-то особенную информативность, перейду к сериям фото. Для начала, наши апартаменты, ставшие предметом моей гордости. Если честно, мне они понравились куда больше, чем маленькая конура в любой гостинице. Даже если это очень уютная конура.

Апартаменты-3
Балкон
Апартаменты-2
Вид по направлению к входной двери…
Апартаменты-1
…и в противоположную сторону

В тот же день были опробованы и удобства на крыше. Они нам очень понравились и с тех пор мы часто проводили там вечера.

Я и тандуай

К слову сказать, “Тандуай”, это знаменитый филиппинский ром. Те, кто уже бывал на Филиппинах только ухмыльнутся, пожалуй, при одном его упоминании. Добавлю, что стоит он сущих копеек (тот флакон, что у меня в руке на фото обошелся доллара в полтора) и это обстоятельство чрезвычайно способствует впадению в беспробудное пьянство. Освоив пару-тройку бутылок, я понял, что пора завязывать и мужественным усилием воли заставил себя перейти в дальнейшем исключительно на пиво. Впрочем, ближе к концу отдыха я выяснил, что есть еще в природе тандуай с большой выдержкой, отличающийся великолепным для рома вкусом и ароматом, но об этом позже.

Перейду к видам пляжа и ближайших к нашему постоянному месту обитания окрестностей.

Кокосы
Вайтбич
Краб
Маленький грот в конце пляжа

Чего на Боракае полно, так это лодок всех и всяческих видов. Периодически данное обстоятельство даже достает, поскольку из-за них невозможно полюбоваться открытой водной гладью. Но что ж теперь поделать, самый модный курорт Филиппин обязывает… Вот несколько иллюстраций на заданную тему.

Лодка
Классический парусник для катания туристов
Лодка-3
Моторная лодка, опять-таки для катания туристов
Еще один парусник
И еще один
Пукабич-9
Такое, как я понял, может передвигаться и под парусом и с мотором
Довольно крупная лодка на этапе постройки

К слову сказать, филиппинцы, похоже, увлечены лодками сызмальства.

Юный кораблестроитель (да, вода цветет, потому и зеленая)

Поскольку я не хочу сказать, что мы все 20 дней только и делали, что валялись на пляже, то опишу вкратце и другие занятия, снабдив их фото. Например, мы воспользовались принадлежностями для барбекю на нашей крыше и изготовили как-то себе вкусно поесть. Запекли тунца и свининки.

Печка BBQ
Ингредиенты
Процесс пошел
Первая партия готова

К слову о тунце, на мой вкус он только запеченный и хорош. В других видах слишком уж пахуч. Тот же марлин или деликатесная лапу-лапу куда вкуснее. И если уж речь сейчас зашла о еде, добавлю еще пару иллюстраций относительно того, что довелось съесть.

Один из видов лапу-лапу
Жратва-2
Лапу-лапу (слева), скумбрия и рыба-попугай (справа)

Ходили и погулять. Благодаря навигатору в телефоне и имеющейся карте острова, я обнаружил как-то, что относительно неподалеку есть симпатичный по рисунку противоположный берег и мы решили сходить туда пешком. Гуляли километра три-четыре.

В процессе прогулки

Кроме того, по дороге я сделал серию фото местной флоры

Три
Четыре
Цветы
Пять
Шесть

Прошли мимо местного пожарного депо и я сфотографировал там местный раритет.

Ретро-автомобиль

В итоге дошли до небольшого пляжа, который, как впоследствии выяснилось, носит имя Тамбисаан.

Два

Побывали мы и на знаменитом Пука бич, правда туда уже пришлось съездить на трицикле, он расположен довольно далеко от третьей станции, в районе которой мы жили.

Визитная карточка Пука бич
Жена
Вдвоем
Еще раз жена
Начало пляжа непосредственно рядом с дорогой
Там же, рядом

К вечеру на обратном пути сделали еще одно фото.

Удобно иметь в путешествии штатив

Если говорить о вечерах, то надо сказать еще и о том, что я отдал дань знаменитым боракайским закатам. Снимков сделал немеряно, частью из них делюсь здесь.

Три
Четыре
Пять
Шесть
Закат плавно переходящий в ночь
Еще позже
Совсем поздно

В один из дней скатались и на обзорную точку, самую высокую на острове – гору Лухо. Правда, это скорее не гора, а просто холм.

Вид в одну сторону…
…и в другую

Вот так и минули три недели на Боракае. Настала пора возвращаться в Куала-Лумпур. Последний вечер на Боракае был посвящен дегустации тандуая 12-летней выдержки. Вещь просто прекрасная, искренне рекомендую.

Посиделки перед уездом
Ром в сочетании с отличным табаком G.L. Pease пошел на “ура”

Имея на этот раз времени в столице Малайзии больше, нежели по прибытии, мы как следует погуляли по городу.

По дороге к телевышке
Особенности местного трафика
Телевышка, она же Menara tower, она же KL tower

Виды с вышки потрясающие, но публиковать не стал – над городом висела плотная дымка, сильно смазавшая качество фото.

Вечер окончился у Петронасов.

Сумерки у башен Петронас

И ужином в симпатичном ресторанчике неподалеку.

Поздний ужин

Ранним утром следующего дня мы вылетели домой в Алмату, а я завершу на этом свой отчет. Хочу сказать, что с удовольствием побывал бы еще раз (да и не один, пожалуй) в Куала-Лумпуре. Что же до Филиппин, то там полно интересных островов, которые также вызывают искренний интерес. Может быть еще посчастливится освоить какие-нибудь из них, хотя в нынешних пост-девальвационных казахстанских реалиях, перспектива эта стала куда более туманной, нежели выглядела весной…